Дипломные работы
от 6000 рублей от 6 дней
Контрольные работы
от 300 рублей от 2 дней
Курсовые работы
от 1200 рублей от 3 дней
Магистерские дисс.
Индивидуальная стоимость и сроки
Отчеты по практике
от 1000 рублей от 1 дня
Рефераты
от 400 рублей от 1 дня

Статья. Профессиональная речь юриста

04.09.2017 Аннотация: Профессиональная речь юриста является основой успешной коммуникации. Динамика жизни способствует возникновению условий, требующих быстрого реагирования в процессе межличностного взаимодействия, поэтому развитие речи у юристов является необходимым условием развития профессиональных навыков. Однако часто возникает необходимость в рекомендациях по усовершенствованию речи юриста, программированию диалога, проведению беседы. В данной статье рассмотрены особенности профессиональной речи юриста с правовой и лингвистической точки зрения.

Ключевые слова: речь, эффективность, разговор, беседа, квалификация, профессионализм.

Речь юриста, как какая-либо другая специализированная речь должна обладать и обладает на практике рядом особенностей, позволяющих узнать в ораторе именно юриста.
Но при этом стоит отметить, что качественно распоряжаться юридической речью может только опытный и квалифицированный юрист, обладающий достаточным запасом знаний как в сфере юриспруденции, так и в других сферах общественной жизни. На наш взгляд, основными особенностями юридической речи являются следующие постулаты:
1. Речь юриста в большинстве передает слушателям определённые знания полезные для него и содействует плавному переходу их в убеждения.
2. Юридическая речь учит, воспитывает, произносится с целью влияния на слушателя и аудиторию, на их мнения, интересы, настроение, чувства и поведение.
3. Чтобы достичь цели своего выступления юрист должен обладать высокой речевой и умственной культурой. Юридическая речь должна иметь научное содержание, соответствовать правовым нормам.
4. Идеальная речь юриста по форме - логична, ярка, образна.
5. Юрист, произносящий речь, должен обладать умением связывать умело содержание произносимого с жизнью, принимать во внимание запросы и состояние аудитории, эффективно пользоваться языковыми средствами выразительности (интонации, ударения, паузы и т. д.).
Конечный успех вступления юриста и его речи будет зависеть от его профессионального опыта, знаний, владения материалом, искренности, выдержки, самообладания, умения правильно внешне выражать свои чувства.
На наш взгляд, юрист должен быть человеком, безупречно владеющий нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального. Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Значит, язык это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. [1, с.45]
Обязанность юриста выражать свои мысли профессионально и грамотно в соответствии с нормами литературного языка подчеркивается высоким и ответственным статусом права. На наш взгляд, для юристов необходимо широкое фундаментальное общее образование. Юридическое образование рассматривается как составляющая гуманитарного образования, целью и результатом которого является всесторонне развитая личность. Культура речи является одной из составных частей правовой культуры. Юрист, безусловно, должен обладать способностью логически верно, грамотно, аргументированно и ясно строить устную речь. Проведенный анализ судебных актов и стенограмм позволяет нам прийти к выводу, что в судебных актах и стенограммах зачастую допускаются не только юридические, но и речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки. [2, с.27]
Были выявлены следующие типичные языковые ошибки:
1. Нарушение лексической сочетаемости. В качестве примеров можно привести следующие сочетания: «сделка заключена» (правильно: сделка совершена), «договор совершен» (правильно сказать: договор заключен), «оплатить задолженность» (правильно: погасить задолженность), «нарушение законных прав и интересов» (правильно: нарушение прав и законных интересов»; незаконных прав не бывает) и др.
2. Многословие. Например, употребляются следующие словосочетания: «несовершеннолетние граждане» (правильно: несовершеннолетние), «правопреемником общества после его реорганизации путем преобразования является...» (правильно: правопреемником общества после его преобразования является...).
3. Тавтологические конструкции. Так, в судебных актах встречаются фразы: «Федеральный закон Российской Федерации» (правильно: «Федеральный закон», если он принят после 12.12.1993 г., или «Закон Российской Федерации», если он принят до 12.12.1993 г.), «федеральные органы Российской Федерации» (правильно: федеральные органы).
4. Употребление разговорно-просторечных слов: «проплатил», «закуп товара», «пролив квартиры» и т. д.
Также необходимо отметить, что речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи можно классифицировать на различные типы. Так, существует воздействие человека на человека, а также человека на группу лиц и т.д. На мой взгляд, профессиональная речь юриста является, главным образом, воздействием человека на человека и человека на группу.
Достижению профессиональной ясности в речи юриста могут способствовать глубокие знания в материале, четкость композиции речи, а также логичность изложения. Кроме того, профессиональная речь юриста должна изобиловать убедительностью приводимых аргументов. В основном, неясность речи приходится на низкую культуру мышления и нечеткое знание материалов дела. Зачастую речь становится неясной из-за использования заимствованных иностранных слов, словосочетаний и специализированных терминов, например, «моему подзащитному инкриминируется…» и т.д. Также в профессиональной речи юриста избыточность может проявляться при употреблении слов, которые ничего не прибавляют к содержанию высказывания, даже в узком контексте. Примеров использования в речи юриста может быть фраза: «незаконное растаскивание государственного имущества (может ли быть растаскивание государственного имущества законным?)» и т.д. [1, с.46]
Следовательно, юрист должен быть крайне точен в своих словах, а также при выражении норм права, обозначения действий обвиняемого, а также при обосновании квалификации преступления. Как считает Канафина М.А., важнейшим качеством речи, определяющим ее эффективность, является правильность, предполагающая соблюдение общепринятых норм русского литературного языка. Зачастую юристами нарушаются синтаксические нормы, например «не касались к нему», «Согласно объяснения», «согласно закона» и т.д. Также повышению эффективности профессиональной речи юриста мешает и нарушение синтаксических норм русского языка, например «Уже находясь в местах лишения свободы ему исполнилось 18 лет…». [4, с.17]
Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Ошибкой является многословие: Подсудимый был в совершенно нетрезвом состоянии или Иванов всякий отзывается только положительно на просьбы своих соседей, где они живут вместе.
При разговоре юрист и собеседник ждут друг от друга определенных действий. Именно это и оказывает влияние на их речь. Стоит отметить, что при общении с юристом у собеседника зачастую первоначально возникает психологический барьер, поэтому развитие речи юриста является необходимым условием успешной коммуникации. Ведь от того насколько правильная речь у юриста будет зависеть преодоление этого барьера. Можно сказать, что лучшим методом здесь является высказывание своего одобрения собеседнику и образование положительной реакции с его стороны. Ведь согласие-это желанное явление, которое не содержит элементы конфликта. Именно поэтому напряжение должно быть снято посредством грамотной культуры речи юриста. [3, с.1]
Для позитивной беседы речь юриста должна соответствовать двум принципам первого этапа - снятие психологических барьеров и уменьшение напряжения, которые объединяются в одну функцию, которую можно назвать как подготовка основы для последующего контакта. Основные факторы первого этапа можно поделить на отрицательные и положительные.
Положительные - факторы, которые вызывают одобрение у клиента.
Выделяются:
а) частота согласий:
б) их взаимность и совпадение;
в) очередность согласий обеих стороны.
Отрицательный фактор – это непосредственно настороженность, которая определяет возникновение барьеров.
Когда собеседник услышит, что вы согласны с ним, с его точкой зрения, он воспримет это как успех. Частота согласий такого рода закрепляет стиль общения. Постоянство согласий создаст у собеседника состояние удовлетворенности действиями - как своими, так и вашими.
Одним из принципов общения должен быть выбор нейтральной темы для разговора, например погода. При этом в правильной речи юриста должна присутствовать оценка таких проблем, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это общие для определенной группы суждения.
Речь юриста, обладающая всеми перечисленными в статье качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнять свою высокую общественную функцию.
Таким образом, речь занимает особое место в профессиональной деятельности юриста. Главная задача грамотной профессиональной речи юриста - исключить моменты, которые вызывают напряжение, психологический барьер. Юрист должен пытаться соглашаться с высказываниями собеседника и получать его согласие.

Список литературы

1.    Аверьянова М.Ю. Культура речи в профессиональной деятельности юриста // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи. - 2014.
2.    Алимирзаева З.А. Индивидуальная речь будущего юриста как основа реализации профессиональных функций // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. - 2014.
3.    Дылыкова Ц.Д. К вопросу речевой культуры юриста // Проблемы гражданского общества и правового государства. - 2016. - №1.
4.    Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность. - 2015. - №36.
5.    Лазарева Н.М. Методические проблемы в определении содержания обучения профессиональной речи юристов // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - №2.
6.    Чурсина Г.В. Основы профессиональной речи юриста // Актуальные проблемы социально-экономической политики на современном этапе. - 2015.

Возврат к списку

 

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2025 Dagdiplom (с)   
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна