31.08.2016
В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы сиротами зачастую становятся дети еще при живых родителях. От этих детей «родители» отказываются сразу после рождения. Кроме того, наряду с ростом детей, оставшихся без попечения родителей, становится увеличение размеров «социального сиротства». [1, с.12]
За последний век в Российской Федерации учеными отмечено 3 волны сиротства: после первой мировой войны, Великой Отечественной войны и в настоящее время. В связи с ухудшением социально-экономической ситуации в Российской Федерации в последние кризисные годы, многие семьи порой бывают вынуждены идти на бесчеловечные поступки. С другой стороны, даже эти проблемы невозможно принять с человеческой точки зрения. И если в годы войн и революций сиротство является следствием жестокости людей, связанных положением военного времени, то в условиях мирного неба над головой, увеличение количества детей-сирот является отражением общего неблагополучия общества в нашей стране.
На наш взгляд, к основным причинам сиротства в настоящее время можно отнести алкоголизм и наркоманию родителей. Количество неблагополучных семей в стране растет, а значит и более 100 тысяч детей ежегодно в нашей стране обирается органами опеки и попечительства в различные учреждения интернатного типа и детские дома. Также к важнейшей причине увеличения детей-сирот, можно отнести преждевременное старение населения Российской Федерации и его высокую смертность. В 2011-2012 годах доля круглых сирот составляла примерно 5% от общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, а уже в 2015-2016 годах в некоторых регионах нашей страны этот показатель стремится к 25-30%.[4, с.2]
Многими исследователями отмечается увеличение количества недееспособных родителей, а также подростков. Проблема появления внебрачные дети в последние годы является серьезной для социальных работников и педагогов. Около 500000 ежегодно становятся наполовину сиротами из-за разводов молодых родителей.
Указанные причины появления большого количества детей-сирот в нашей стране постепенно приводят к полной деградации института семьи и семейно системы, человеческой личности. А это, в свою очередь, приводит к невозможности растить своих детей, к снижению родительской ответственности даже в здоровых семьях и т.д. Дети-сироты являются очень уязвимой группой населения нашей страны. Условия их содержания в учреждениях интернатного типа и детских домах постепенно нормализуются, однако необходимо дальнейшее совершенствование системы социального контроля за их воспитанием, развитием самостоятельности и т.д. Для этого необходимо исследовать основные формы и методы работы социальных педагогов с детьми-сиротами. [1, с.4]
В процессе осуществления своей деятельности социальные педагоги выполняют разнообразные социальные роли. Так, зачастую социальные работники в системе социальной защиты детства выступают в роли посредников: человек – ребенок – общество. Он является связующим звеном между детьми и обществом, выполняя функцию защитника ребенка. Следовательно, на наш взгляд, социальный педагог является защитником интересов, прав и свобод ребенка.
Также необходимо отметить, что социальные педагоги являются участниками совместной деятельности с детьми, а кроме того, становятся организаторами этой деятельности. Социальные педагоги являются своеобразными «духовными наставниками», ведущими ребенка и его семью на протяжении многих лет в осуществлению своих ролей в социуме [5, с.14].
Также в социальной защите детства, социальные педагоги становятся социальные терапевтами, предотвращающими различные конфликты. Кроме того, социальные педагоги являются «социальными судьями», принимающими важнейшие решения для полноценного развития ребенка.
К основным функциям, осуществляющим социальным педагогом, мы отнесли [6, с.34]:
1. Образовательно-воспитательную. Социальный педагог обеспечивает педагогическое влияние на деятельность ребенка и его семьи. Кроме того, в рамках этой функции социальный педагог содействует образовательной, воспитательной, правоохранительной, медицинской работе всех значимых социальных институтов, учреждений, трудовых коллективов и общественных объединений.
2. Диагностическую. Социальный педагог анализирует психологические и возрастные особенности развития ребенка, познает мир его интересов, уровень и условия его жизни, его проблемы и т.д.
3. Организаторскую. Социальный педагог организует повседневную деятельность ребенка, помогает ему в трудоустройстве, влияет на взаимодействие между социально-медицинскими учреждениями и т.д.
4. Прогностическую. Социальный педагог является разработчиком планов, прогнозов и программ, позволяющих правильно развивать ребенка в необходимом направлении.
5. Профилактическую. Специалист в области социальной работы обеспечивает юридические и социально-правовые механизмы преодоления негативного влияния внешней среды на деятельность ребенка.
6. Охранно-защитную. Социальный педагог применяет весь имеющийся у него арсенал правовых норм, действующих в обществе, с целью принятия мер социального принуждения в отношении лиц, которые допускают негативные поступки по отношению к детям.
Также социальный педагог является связующим звеном между семьей, если таковая у ребенка имеется, и обществом, социальными, образовательными учреждениями и официальными инстанциями в интересах детей [2, с.18].
К основным направлениям деятельности педагогического коллектива детских домов можно отнести:
I. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни. В работе по данному направлению воспитатели детского дома придерживаются следующих моментов:
-не допускать ухудшения состояния здоровья воспитанников в период проживания в детском доме;
-достичь допустимого уровня здоровья;
-создать условия для формирования ЗОЖ, к числу которых относятся:
-определение уровня физического развития и физической подготовки воспитанников (группы здоровья);
-диагностические исследования: дозировка домашних заданий, строгое соблюдение режима дня в детском доме;
-обеспечение санитарно-гигиенического режима, санитарно-гигиеническое просвещение.
II. Создание деятельной системы воспитательной работы. В работе по данному направлению воспитательной деятельности педагогический коллектив детского дома ставит перед собой следующие задачи:
-создать систему воспитательной работы;
-достичь оптимального уровня воспитанности воспитанников;
-развивать и корректировать формирование личности ребенка с учетом его возраста, интеллекта и интересов.
Современный социальный педагог-профессионал должен выстраивать свою деятельность как систему, отчётливо осознавая следующие ее аспекты:
- с помощью каких средств и в каких условиях организовывать данную деятельность, как оценить ее эффективность;
- какими профессиональными качествами он должен обладать для обеспечения успешности педагогической деятельности, что необходимо усовершенствовать в себе и в своей деятельности [9, с.15]
Социальные педагоги в детских домах специализируются на создании благоприятной среды в коллективе, решении личностных проблем детей, педагогических работников, установлении широких контактов с социальным окружением. Независимо от специализации социальный педагог имеет базовые должностные обязанности определенные квалификационной характеристикой, а главной направленностью его деятельности является содействие саморазвитию личности ребенка в социуме.
Перед детьми детского дома остро встает проблема успешного включения в социум. Эти молодые люди поставлены перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынуждены приспосабливаться. Вступая в самостоятельную жизнь, детдомовец сталкивается с проблемой дальнейшего обучения или трудоустройства, жилищной проблемой, проблемой организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи.
Особые требования предъявляются к профессиональным качествам социального педагога, работающего с детьми детских домов. Это умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы, умение вселить веру в себя, умение доверять. Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым - педагогом. Работа с детьми детского дома требует от социального педагога преодоления внутреннего недоверия, большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.
Таким образом, сопровождение адаптации детей из детских домов Российской Федерации является необходимым условием в решении задач его развития, обучения, воспитания, социализации.
Список литературы
1. Ажгалиева М.А. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни подростков // Наука и образование. - 2015.
2. Галагузова М.А. Модернизация системы профессиональной подготовки социальных педагогов - Екатеринбург: «УГПУ», 2015. - 351 с.
3. Гурьянова М.П. Социальный педагог // Директор школы. - 2016. - №4.
4. Дружинина А.А. Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. - 2015. - №8.
5. Еремина Ю.С. Готовность будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: определение понятия, сущность // Высшее образование сегодня. - 2015. - №11.
6. Куканова Е.В. Что нужно знать социальному педагогу о счастье и счастливых подростках? // Социальное воспитание. - 2015. - №2.
7. Милькова Е.В. Основные виды, методы и техники реабилитационной деятельности социального педагога - Кемерово: «КГУКиК», 2015. - 241 с.
8. Митичева Т.И. Проектирование социально-педагогической деятельности будущими социальными педагогами с детьми «группы риска» // nauka-rastudent.ru. - 2016. - №2.
9. Неретина Т.Г. Управление системой коррекционной работы в детском доме // Монография. - 2015. с. 165.
10. Ремизова К.А. Этические нормы деятельности социального педагога и их значение в современных условиях - М.: Юнити, 2015. - 167-171 с.
Возврат к списку