Дипломные работы
от 6000 рублей от 6 дней
Контрольные работы
от 300 рублей от 2 дней
Курсовые работы
от 1200 рублей от 3 дней
Магистерские дисс.
Индивидуальная стоимость и сроки
Отчеты по практике
от 1000 рублей от 1 дня
Рефераты
от 400 рублей от 1 дня

Теоретические основы администрирования работы налоговых органов по исчислению и взиманию акцизов

10.09.2015 Налоговые органы в соответствии со статьей 179 Налогового Кодекса Российской Федерации признают плательщиками акциза организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Для получения свидетельства о регистрации деятельности по производству и реализации подакцизных товаров организациям, осуществляющим будущие операции с подакцизными товарами необходимо следовать следующим инструкциям. Например, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным спиртом - это документ, непосредственно связанный только с исчислением акциза на денатурированный этиловый спирт. Организации, совершающие операции с денатурированным спиртом, вправе получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с денатурированным спиртом.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Свидетельство служит основанием для применения налоговых вычетов сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком. Организации получают свидетельства на добровольной основе.
Порядок выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, утвержден приказом Минфина России от 9 октября 2006 г. N 125н
Свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, выдается на бланке, образец которого утвержден Приказом ФНС России от 23 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/123@, отдельно на каждый вид деятельности:
-производство денатурированного этилового спирта;
-производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт;
-производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт;
-производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт.
Свидетельство выдается управлением ФНС России того субъекта РФ, на территории которого эта организация состоит на учете по месту своего нахождения.
Крупнейшим организациям - налогоплательщикам оно выдается межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим организациям - налогоплательщикам.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Датой подачи заявления о выдаче свидетельства является дата его регистрации в налоговом органе. На заявлении ставится штамп налогового органа с отметкой «Получено» и указанием даты получения.
В случае выявления несоответствия заявления и представленных с ним документов установленным требованиям документы возвращаются с обоснованием причин возврата.
Возврат представленных документов осуществляется в срок 5 рабочих дней со дня их регистрации налоговым органом с письмом налогового органа за подписью руководителя (заместителя руководителя) почтовым отправлением.
Порядок расчета акциза осуществляется по следующей формуле:
Сумма акциза = Ставка акциза * Налоговая база
Различают несколько способов расчета суммы акциза:
-по твердой ставке
-по адвалорной ставке
-по комбинированной ставке
Налоговая база. Организация обязана вести раздельный учет налоговой базы по акцизам, т.к. в отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. (ст. 190 НК РФ)
В случае, если не ведется раздельный учет налоговой базы в отношении подакцизных товаров, то, определяется единая налоговая база по всем совершаемым с указанными товарами операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами (см. ст. 182 НК РФ), к которой применяется максимальная из применяемых налогоплательщиком ставка налога (п.7 ст.194 НК РФ).
Расчет суммы акциза по твердой ставке
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 Налогового Кодекса.
Расчет суммы акциза по адвалорной ставке
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ.
При расчете акциза налоговая база в отношении товаров, для которых установлены адвалорные ставки акциза (в %) увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. (ст.189 НК РФ)
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Действующая редакция Налогового Кодекса не содержит адвалорных ставок акциза.
Расчет суммы акциза по комбинированной ставке
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Объектом налогообложения акцизов является:
-реализация налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров
-продажа налогоплательщиком подакцизных товаров, полученным им по решению суда или от уполномоченных государственных органов
-передача произведенного налогоплательщиком подакцизного товара из давальческого сырья
-передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров
-передача налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд
-передача налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров в качестве вклада
-передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации
-передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе
-ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации
-получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
-получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина
-передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
Операции, совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина:
Операции, совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом:
Операции по получению авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Авансовый платеж акциза (п.8 ст. 194 НК РФ) - предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) спирта этилового (в том числе спирта-сырца), произведенного на территории Российской Федерации, или до совершения операции, предусмотренной пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, закупка (передача) которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом, в размере, предусмотренном пунктом 8 статьи 194 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ.
Налогоплательщики, уплатившие авансовый платеж акциза, обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета:
Подакцизные товары за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта уплачиваются не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров (ст. 183 НК РФ):
-передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
-реализация подакцизных товаров на экспорт;
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 НК РФ:
-первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров;
-операции по передаче в структуре одной организации этилового спирта и дистиллятов;
-операции по ввозу подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
В соответствии с письмом от 16 июля 2013 г. n ас-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговая декларация по акцизам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза представляется всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 1 и 2 протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, на которых возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам), независимо от применяемого указанными лицами режима налогообложения.
Целью проведения камеральной проверки налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары является контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов по операциям с подакцизными товарами, признаваемым объектом налогообложения акцизами в соответствии со статьей 182 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органам при проведении камеральной налоговой проверки по акцизам рекомендуется контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов по подакцизным товарам посредством проверки :
1) своевременности представления декларации;
2) правильности заполнения декларации в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 14 июня 2011 г. N ММВ-7-3/369@ г. Москва «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения»
3) правильности арифметического подсчета итоговых сумм акциза ;
4) показателей декларации на соответствие нормам законодательства.
В последнем случае внимание проверяющих сосредоточено на правильности применения налогоплательщиком ставок акциза , правильности расчета налоговой базы; обоснованности налоговых вычетов.
При проверке правильности применения налоговых вычетов сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, необходимо проверить наличие расчетных документов и счетов-фактур, предъявленных налогоплательщиком и подтверждающих уплату им соответствующих сумм акциза . Должностному лицу налогового органа, проводящему камеральную проверку , необходимо провести анализ представленных документов и при необходимости направить запрос в налоговый орган по месту регистрации поставщика подакцизного товара, провести встречные проверки .
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
В случае если в результате камеральной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком к вычету предъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по формуле, указанной в статье 201 Кодекса, то сумма указанного превышения вычету не подлежит, а должна быть отнесена на убытки организации.
При проверке правильности уменьшения сумм акциза , подлежащих уплате в бюджет, проверяется правильность заполнения соответствующих платежных документов.
При необходимости у налогоплательщика могут быть истребованы документы, в том числе первичные, включающие нормативы расхода сырья, подтверждающие факт списания указанного сырья на затраты по производству.
При проведении камеральной налоговой проверки необходимо проверить наличие документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также правильность их заполнения.
На основе анализа представленных документов при необходимости может быть произведена сверка данных, отраженных в грузовых таможенных декларациях (их копиях), представленных налогоплательщиком, с данными, содержащимися в электронных копиях грузовых таможенных деклараций, имеющихся в налоговом органе, а также направлен запрос в таможенные органы о подтверждении факта вывоза подакцизных товаров.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Камеральная налоговая проверка показателей формы N 2 декларации проводится с использованием Справочника кодов объектов налогообложения акцизами подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, а также Справочника видов и кодов подакцизных товаров. Инспектор должен проверить правильность их применения.
При проведении камеральной налоговой проверки необходимо провести проверку достоверности данных о наличии свидетельства у покупателя нефтепродуктов, указанных в приложении N 3 к форме N 3 декларации по акцизам, путем сверки с данными реестра выданных свидетельств.
При проведении камеральной налоговой проверки может быть направлен запрос в налоговый орган по месту постановки на учет покупателя в целях подтверждения достоверности указанной отметки.
При камеральной налоговой проверке правильности применения налоговых вычетов следует проверить наличие документов, предусмотренных пунктом 9 статьи 201 Кодекса, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство.
При проверке показателей налоговых деклараций следует использовать систему контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, включающую взаимосвязь отдельных показателей декларации по акцизам на подакцизные товары между собой.
При использовании контрольных соотношений имеются виду, что по результатам проверки с использованием КС определяются только предварительные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки , которую необходимо проводить с истребованием необходимых документов и сведений и других мероприятий налогового контроля (встречные проверки , участие свидетелей, экспертиза и т.д.).
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Проверке подлежать не только сами налоговые декларации по акцизам, но и другие документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов, иные документы о деятельности налогоплательщиков, а также данные, полученные после проведения автоматизированного контроля деклараций.
При проведении камеральной налоговой проверки используются:
- налоговые декларации по акцизам на подакцизные товары (далее - декларация);
- документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов, и иные документы о деятельности налогоплательщиков;
- данные (протоколы ошибок), сформированные средствами АИС(ЭОД) после проведения автоматизированного контроля налоговых деклараций.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки следует исключить ошибки, выявленные с взаимоувязкой показателей строк и граф, предусмотренных в декларации.
Необходимо проверить:
1) правильность подсчета итоговых сумм
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
2) взаимосвязь строк и граф, предусмотренных в декларации по акцизам.
Необходимо также проверить правильность переноса данных.
По результатам предварительного анализа документов определяются ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки с истребованием всех необходимых документов.
Результаты камеральных налоговых проверок в дальнейшем используются налоговыми органами для планирования и подготовки проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка складывается из трех основных составляющих:
- проверка своевременности подачи декларации;
- проверка правильности заполнения декларации;
- арифметический пересчет итоговых сумм акциза.
Кроме соотношений между показателями налоговики проверяют правильность примененных ставок акциза, обоснованность налоговых вычетов и т. д.
Прежде всего налоговый инспектор пересчитает итоговые суммы во всех трех формах декларации по акцизам. В таблице 1 «Расчет налоговой базы» формы № 1 проверке подвергнутся суммы, указанные в графе 6 по строкам 060 и 080.
По строке 060 отражается сумма экспорта подакцизных товаров, по которым нет банковской гарантии. Она должна равняться разнице между показателями по строкам 040 и 050.
В таблице 2 «Расчет суммы акциза» инспектор должен будет пересчитать показатели, отраженные в графах 5 (налоговая база) и 7 (сумма акциза) по строкам 030, 040, 070, 090, 110, 120, 130.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
В форме №2 проверяются суммы налоговой базы по алкоголю (графы 6, 7, 8) и пересчет этих сумм на безводный спирт (графы 10, 11, 12). Инспектор должен подсчитать их по всем видам алкогольной продукции (строки 030, 050, 070, 090, 110, 130, 150, 170, 190).
В таблице 3.1 формы №3 проверяющий должен обратить внимание на налоговую базу (графа 6) по полученным фирмой нефтепродуктам (строки 110-150). Затем ему рекомендовано пересчитать итоговую сумму акцизов исходя из налоговой базы (графы 6 и 8 по строкам 460-500, 610-650). Кроме того, он должен проверить акциз, предъявленный к возмещению по экспортированным нефтепродуктам (графа 8 по строке 660). И наконец, ему следует подсчитать суммы акцизов, подлежащие уплате в бюджет по всем видам нефтепродуктов (графа 8 по строкам 970-1020).
После арифметической проверки перечисленных показателей декларации инспектор должен проследить взаимосвязь ее строк и граф. Например, в таблицу №1 формы № 1 декларации переносятся данные из приложений № 1-4 к форме № 1 таблицы № 1. Однако такую сверку налоговым инспекторам рекомендовано проводить в соответствии с их внутренним документом.
Данные об объемах реализованной в России продукции, указанные в графе 4 по строкам 1060-1100 таблицы 3.2 формы № 3 декларации, должны соответствовать показателям строк 770-810 по графе 6 таблицы 3.1 этой же формы.
Суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в строках 1060-1100 по графе 6 таблицы 3.2 формы № 3 декларации, должны соответствовать данным строк 980-1020 по графе 8 таблицы 3.1 этой же формы.
Общая сумма акциза по всем видам нефтепродуктов, указанная в строке 1050 по графе 6 таблицы 3.2. формы № 3 декларации, должна равняться показателю строки 970 по графе 8 таблицы 3.1 этой же формы.
Начинать проверку формы № 1 инспектор будет с анализа правильности применяемых налоговых ставок. В пункте 3.1.1. Рекомендаций ему предложено проверить, есть ли в налоговой инспекции по местонахождению акцизного склада уведомление о поставке (передаче) алкоголя с акцизного склада.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Затем проверке должна подвергнуться налоговая база по акцизам. Все приложения к таблице 1 формы № 1 должны быть заполнены по каждому виду подакцизных товаров.
В соответствии со статьей 204 Налогового кодекса акцизы по этиловому спирту, алкоголю, пиву, табачной продукции, легковым машинам и мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 квт платятся равными долями исходя из объема их фактической реализации за налоговый период. При этом налоговая база и сумма акциза по этим товарам в форме № 1 декларации должны приводиться в целом за период. Сумма налога делится пополам и вносится в бюджет в два срока. В связи с этим при проверке суммы акциза необходимо обратить внимание на соблюдение указанных пропорций.
Кроме того, проверяющим инспекторам рекомендуется внимательно изучить приложения 1 и 2 к таблице 1 формы № 1. В первом приложении в строках, имеющих код 070, налоговая база указана в пересчете на безводный спирт или на общую мощность двигателей в лошадиных силах. Проверить правильность пересчета нужно во втором приложении. Для этого следует показатель графы 6 умножить на цифру в графе 7 и сравнить с показателем, указанным в графе 8.
Налоговая база по каждой облагаемой операции определяется в строках, имеющих код 090. В приложениях к таблице 1 формы № 1 фирма должна перечислить все такие операции и по каждой из них указать налоговую базу.
Раздел Рекомендаций, посвященный проверке налоговых вычетов, используется налоговыми органами строго. В первом же пункте инспектору советуют требовать у фирмы необходимые документы для подтверждения передачи сырья на переработку, а также провести встречную проверку.
В Рекомендациях налоговые инспекции напоминают, что когда в производстве одного подакцизного товара используется другой подакцизный товар и у них различны единицы измерения налоговой базы, то стоимость товара-сырья вместе с акцизом должна быть списана на производственные затраты. Проверяя правильность проведения таких операций, инспектор должен просмотреть расчетные документы и счета-фактуры по товарам, использованным в качестве сырья. При необходимости он также может провести встречную проверку с поставщиком таких товаров.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Кроме того, налоговые органы обращают особое внимание на вычеты акцизов, уплаченных по спирту, использованному для производства виноматериалов. Чтобы применять такие вычеты, фирма должна представить в инспекцию платежные документы с отметкой банка, подтверждающие оплату спирта. При этом вычесть можно акциз, не превышающий сумму, рассчитанную по формуле (п. 2 ст. 201 НК):
С = ((А x К) : 100%) x О,
где:
С - сумма акциза, уплаченная по спирту;
А - налоговая ставка за 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;
К - крепость вина;
О - объем реализованного вина.
Акциз, превышающий полученную сумму, списывается в налоговом учете за счет чистой прибыли. Инспекторам предписано тщательно проверять порядок вычета и списания таких акцизов.
В ходе проверки налоговых вычетов по акцизам инспектор проверит правильность заполнения платежных документов. Если будет нужно, он может потребовать у фирмы первичные документы, включающие нормативы расхода сырья, подтверждающие списание этого сырья на затраты по производству.
По экспортированным подакцизным товарам проверке подвергнутся грузовые таможенные декларации. Инспектор может сверить отраженные в них сведения с показателями, указанными в электронных копиях этих деклараций, находящихся в налоговой инспекции. Кроме того, он вправе попросить таможню подтвердить факт вывоза подакцизных товаров.
Проверка формы № 2 декларации должна проводиться с учетом следующих особенностей. Для заполнения этой формы применяются справочники, приведенные в приложениях к Инструкции по заполнению декларации по акцизам. В частности, Справочник кодов объектов налогообложения акцизами подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья (приложение 1 к Инструкции), а также Справочник видов и кодов подакцизных товаров (приложение 2 к Инструкции). Инспектор должен проверить правильность их применения.
Камеральная формы №3 начинается с проверки свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Инспектор будет сверять данные о свидетельствах, указанные в строках 001-004 таблицы 3.1 формы № 3, с реестром выданных свидетельств.
Кроме этого он проверит в реестре наличие свидетельств у покупателя нефтепродуктов, указанных в приложении 3 к форме № 3. Инспектору дано право послать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации покупателя.
В Рекомендациях отдельно выделены налоговые вычеты акцизов, начисленных по нефтепродуктам, использованным в производстве других подакцизных нефтепродуктов. Налоговый инспектор запрашивает фирму представить документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 201 Налогового кодекса. Речь идет о следующих бумагах, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство:
- накладная на внутреннее перемещение;
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
- накладная на отпуск материалов на сторону;
- лимитно-заборная карта;
- акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;
- акт списания в производство
- другие документы.
Проверяя вычеты по импортируемым нефтепродуктам, инспектор потребует представить документы по перечню, приведенному в пункте 10 статьи 201 Налогового кодекса:
- контракт (его копию) на покупку нефтепродуктов;
- грузовую таможенную декларацию (ее копию);
- платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза.
Результат камеральной налоговой проверки во многом зависит от самой фирмы. Аккуратно и правильно заполненная декларация дает шанс остаться незамеченной и не стать претендентом на выездную налоговую проверку.
Выездные налоговые проверки акцизов всегда вызывают повышенный интерес как у представителей бизнес структур, так и внутри налоговой службы, так как для бизнеса, ведущего деятельность, связанную с алкогольной или табачной продукцией, выездные проверки это основной источник риска крупных доначислений, из-за которых порой даже закрывается бизнес.
Выездная налоговая проверка по акцизам - это самый эффективный вид налогового контроля, целью ВНП по акцизам является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется статьей 89 Налогового Кодекса РФ.
В настоящее время выездные налоговые проверки по акцизам являются наиболее распространенным и эффективным способом проведения мероприятий налогового контроля налоговыми органами для пополнения бюджета.
При проведении выездных налоговых проверок по акцизам должностные лица налоговых органов руководствуются также Регламентом выездных налоговых проверок (является ведомственным документом ФНС России для служебного пользования), законодательством субъектов РФ по региональным налогам, нормативными актами органов местного самоуправления по местным налогам Регламентом мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, методическими рекомендациями по проведению выездных налоговых проверок по отдельным налогам (сборам),по отдельным категориям налогоплательщиков, утвержденным ФНС России.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля по акцизам являются выездные налоговые проверки. Предполагается, что выездные проверки по акцизам должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов. По факту налоговики в ходе налогового контроля наоборот нарушают законные права налогоплательщиков и конечно не стремятся создавать для них комфортные условия. Все это происходит не потому, что инспектора плохие, а просто потому, что система требует от них этого. Так единственный критерий, которым оценивается работа проверяющих это сумма доначисленых налогов, поэтому правильность исчисления и уплаты налогов их интересует только с одной стороны.
Налоговые органы разрабатывают и утверждают план выездных проверок по акцизам, согласно которому осуществляется проверка налогоплательщиков.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Внеплановые налоговые проверки по акцизам, как правило, открываются в двух случаях:
-при поступлении в налоговые органы информации от юридических и физических лиц. Физические лица обычно обиженные на работодателя представляют информацию о том, что налогоплательщик выплачивает зарплату в «конверте». Юридические лица обычно присылают информацию о налоговых правонарушениях в отношении своих конкурентов;
-при поступлении информации из правоохранительных органов. Порядок обмена информацией о налоговых правонарушениях и преступлениях между налоговыми и правоохранительными органами установлен совместным Приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347.
Однако данные проверки не совсем правильно называть внеплановыми, т.к. после поступления информации из внешних источников, она проверяется силами отдела анализа и планирования налоговых проверок. В случае если в ходе проверки данной информации есть основания полагать, что информация достоверна, тогда налоговики включают налогоплательщика в план выездных проверок и только после этого назначается проверка.
В настоящее время основным документом регламентирующим деятельность налоговых органов по планированию выездных проверок по акцизам является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, Письмо от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», где сказано в отношении кого проводятся выездные проверки по акцизам.
Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по акцизам основан на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Налоговиками с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по акцизам осуществляется анализ финансово- экономических показателей деятельности организаций. Данный анализ имеет несколько уровней, в том числе:
-анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
-анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
-анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
-анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Кроме того, налоговиками при отборе налогоплательщика для включения в план налоговых проверок по акцизам определяется целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц отобранного налогоплательщика.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
Наиболее приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок по акцизам являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
При проведении выездных налоговых проверок по акцизам должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым Кодексом РФ, иными нормативно-правовыми актами, Регламентом выездных налоговых проверок, Регламентом мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, методическими рекомендациями по проведению выездных налоговых проверок по отдельным налогам (сборам), по отдельным категориям налогоплательщиков, утвержденным ФНС России.
Целью выездной налоговых проверок по акцизам является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
В соответствии с целью проверки в акте проверки подлежат отражению факты нарушений законодательства о налогах и сборах, относящиеся к предмету выездной налоговой проверки по акцизам.
1. Решение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции о назначении выездной налоговой проверки по акцизам, которое должно содержать:
-наименование налоговой инспекции;
-номер и дату решения;
-кто его принял;
-наименование проверяемого налогоплательщика;
-ИНН и КПП проверяемого налогоплательщика;
-период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка;
-Ф.И.О., должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, а так же указание кто является руководителем проверяющей группы;
-подпись лица, принявшего решение;
-печать налоговой инспекции.
2. Служебные удостоверения самих проверяющих.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки по акцизам, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
3. Решение о проведении выездной налоговой по акцизам проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
4. Решение о проведении выездной налоговой проверки по акцизам должно содержать следующие сведения:
-полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
-предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
-периоды, за которые проводится проверка;
-должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам, например не только по акцизам, но и по НДС. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Срок проведения выездной налоговой проверки по акцизам исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Налоговый орган по месту постановки на учет организации-налогоплательщика - производителя алкогольной продукции при проведении выездных налоговых проверок обеспечивают контроль за правильностью исчисления акцизов и применения налоговых вычетов по каждому акцизному складу. Согласно статье 195 НК РФ дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада.
Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо структурному подразделению считается моментом завершения действия налогового склада. При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, контролю качества, маркировке, а также по подготовке ее к передаче и транспортировке (статья 197 НК РФ).
Под режимом налогового склада сейчас понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему оптовую или розничную реализацию.
В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы работникам налоговых инспекций рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках по акцизам в следующих случаях:
1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении акциза или признаков необоснованного предъявления акциза к возмещению;
2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.).
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
В соответствии с письмом от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок по акцизам, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Целью выездной налоговой проверки по акцизам является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства Российской Федерации, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках выполнения налоговыми органами функций контроля в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки по акцизам, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства. (Например: Соглашение Банка России N 01-15/3182, ФНС России N ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой»; Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы, утвержденное Росприроднадзором N 3-д, ФНС России N ММ-25-21/2 02.03.2007).
Действие письма не распространяется на порядок обмена между налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок сведениями, отнесенными к государственной тайне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким риском для налогоплательщиков, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Таких способов на сайте ФНС сейчас четыре.
Одним из важнейших способом ведения хозяйственной деятельности является схема с уходом от налогов при производстве алкоголя. Специфика схемы связана с рядом технологических особенностей производства алкогольной продукции (водки).
Действующим законодательством разрешено производить алкоголь как из этилового спирта, так и спиртосодержащей продукции, например, бражного дистиллята, спиртованных настоев и пр. Причем в первом случае налоговая нагрузка по акцизу существенно выше, чем во втором, поскольку сумма акциза подлежащая вычету производителем по приобретенной продукции соответственно по спиртосодержащему сырью составляет- 173,5 руб., а по спирту - 25,15 руб. При применении схемы, одна или ряд организаций, находящихся в цепочке поставщиков спиртосодержащей продукции, не исполняют свои налоговые обязательства.
Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.
Повторная выездная проверка может проводиться:
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Заметим, что Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, принятым по спору в связи с первоначальной проверкой, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Согласно позиции Президиума ВАС, отраженной в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09, предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой по данному основанию, не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой.

Возврат к списку

 

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2024 Dagdiplom (с)   
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна