08.05.2017
Многодетная семья сегодня переживает тяжелый кризис, который отразился на социальном и нравственном здоровье. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микроклимат семьи [1, с.22].
Актуальность работы социальных педагогов с многодетными семьями состоит в том, что семьи в современных условиях не всегда выходят из сложных жизненных ситуаций, так как проблем там в несколько раз больше, чем в семьях с одним ребёнком. На наш взгляд, необходима помощь не только социального педагога, но и других специалистов [4, с.6].
На наш взгляд, не только плачевное положение экономики Российской Федерации является фактором увеличения количества семей группы риска, к которым относятся и многодетные семьи, но еще и низкий социальный статус многодетных семей, в которых отсутствует один из родителей. Мы предполагаем, что в стране недопонимают роль семьи в развитии общества, поэтому безуспешно пытаются реанимировать социально-экономические возможности многодетных семей посредством увеличения различных льгот, которые, впрочем, не помогают многодетным семьям. Поэтому важное место в современной социально-педагогической работе с многодетными семьями занимает работа социального педагога по поддержанию жизненных сил, социальных и индивидуальных потребностей каждого члена семьи.
Под многодетной семьёй принято понимать семью, которая имеет троих и более детей. Данный показатель верен для европейской части России. Можно выделить следующие виды многодетных семей:
- семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь;
- семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей;
- семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети;
- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, дети являются средством получения различного рода пособий, льгот и благ.
Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет чётко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объём и характер необходимой социальной и иной помощи. Основными проблемами многодетных семей являются:
- материальные;
- проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильём;
- проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем;
- рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;
- проблемы в сфере образования (у детей);
- проблемы с воспитанием детей, индивидуальные проблемы ребёнка и т.д.
Большинство специалистов причисляют многодетные семьи к группе риска. На наш взгляд, эти семьи являются неблагополучными в экономическом плане. Кроме того, эти семьи зачастую имеют плохие материально-жилищные условия. По результатам исследований социальными педагогами также было выявлено, что в многодетных семьях со временем воцаряется социально-психологическое неблагополучие, обусловленное недостаточным объемом финансовых поступлений в бюджет семьи, а также общий моральный фон.
Поэтому к основным задачам социального педагога по работе с многодетными семьями можно отнести разрешение кризисных ситуаций и оказание различного рода помощи. Также социальный педагог должен обращать свое внимание на обнаружение, предупреждение и нейтрализацию кризисных ситуаций. В процессе своей работы социальный педагог решает помимо педагогических проблем, еще и социально-экономические, медицинские и психологические. Однако стоит отметить, что решение этих проблем должно носить конкретный адресный характер и давать ощутимые результаты [2, с.19].
Социально – педагогическая деятельность социального педагога может быть охарактеризована рядом направлений (подходов), в данном случае применительно в работе с педагогически – несостоятельной многодетной семьей:
1. Собственно педагогическое направление – социальный педагог выступает в роли учителя, консультанта, эксперта.
2. Фасилитативное направление - социальный педагог занимает роль помощника, сторонника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой.
3. Адвокативное направление - применяется тогда, когда социальный педагог выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени
4. Организационно – посредническое направление - социальный педагог выполняет роль организатора, управленца в оказании «адресной» помощи, поддержки, адаптации, коррекции различных групп и категорий населения, играет посредническую роль в защите прав, состояний личности клиента, соединяет клиентов с государственными учреждениями (районного, муниципального, областного, регионального уровня). Одной из значимых и востребованных технологий социально-педагогической работы с педагогически несостоятельной многодетной семьей является социально-педагогический патронаж [5, с.12].
В социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [3, с.26].
В социально-педагогической работе с педагогически несостоятельной семьей, в зависимости от ситуации, используется целый арсенал педагогических методов, таких как:
1. Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни (рассказ, сообщение, информация – описание, разъяснение – убеждение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление – диалог);
2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой);
3. Методы, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, поручение, общение – диалог, переучивание);
4. Метод самовоспитания и саморефлексии (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя) и т.д.
Вместе с тем, можно выделить следующие проблемы в организации социально-педагогической работы с педагогически несостоятельной многодетной семьей и профилактике данного недуга:
-во-первых, в настоящее время слабо функционирует система профилактики педагогической несостоятельности родителей. Отсутствует система подготовки молодежи к воспитанию будущего потомства;
-во-вторых, как правило, в социальной практике педагогическая несостоятельность родителей становится предметом внимания специалистов если принимает наиболее девиантные формы такие как социальное сиротство, насилие, безнадзорность и беспризорность детей и т.д. Мало обсуждаем вопрос о проблемах воспитания детей в целом благополучных, материально обеспеченных семьях.
Однако сегодня имеется и ряд достижений в социальной педагогике по решению данной проблемы. В практической социально-педагогической работе с проблемными семьями, в зависимости от ситуации, используется целый арсенал педагогических методов. Это свидетельствует об осознании высокой значимости и необходимости решения и профилактики проблемы педагогической несостоятельности родителей в социальной практике.
В случае, когда дестабилизация семьи усугубляет дестабилизацию общества, задачей специалиста по работе с семьей является определение основ, способствующих развитию семьи при всякой общественно-исторической формации. Поэтому, в решении поставленной задачи специалистам рекомендуется изучение закономерностей развития общества и природы, овладение системой знаний о закономерности педагогического процесса, о взаимосвязи психического, физического и социального здоровья индивида, семьи и общества в целом, осознание своей деятельности как особой сферы социокультурной практики, которая обеспечивала бы трансляцию культуры от поколения к поколению. В работе с многодетными семьями все это усложняется и усиливается многократно [4, с.9].
На наш взгляд, российская многодетная семья нуждается в том, чтобы ей оказывалась квалифицированная помощь в вопросах воспитания детей, а, следовательно, в современных условиях необходима государственная семейная политика, направленная на усиление помощи семье в воспитании детей.
Список литературы
1. Вертянкина Л.Ф. Социально-педагогическая работа с многодетной семьёй // Социальный педагог МОУ СОШ «Сокур». - 2012.
2. Гурьянова М. Институт социальных педагогов в современной России: востребованность профессии, гармонизирующей жизнь социума и человека//Социальная педагогика в России. 2014. № 3. С. 19-25.
3. Ищанова Б.Т. Основы социальной работы с семьей. -Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. 71 с.
4. Мустаева Ф.А. Особенности профессионального общения социального педагога с семьей // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №5.
5. Пицхелаури Э.М. О содержании социально-педагогической работы с семьей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2014. - №3.
Возврат к списку